?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Спасите котика

Image and video hosting by TinyPic

У меня с этой книгой связана прямо-таки долгая история:) Сначала я увидела ее в музее кино в Турине в прошлом году - на английском языке. Ужасно захотела купить, но подумала, что сначала схожу в музей, а потом уже вернусь в магазин и куплю книжку. Разумеется, потом не купила - так что сразу совет: никаких потом, хотите что-то сделать-купить - делайте сразу!:) У нас книга не продавалась, так что я взгрустнула и забыла. А буквально пару недель назад увидела, как ее читает Света Берегулина! Эх, думаю - вот бы и мне! Пошла даже по ссылке, посмотрела, где и как купить. И тут - настоящее маленькое чудо: издательство "Манн, Иванов и Фербер" пишет мне само! Предлагает прислать книжку, почитать и рассказать о впечатлениях. Ну, не прекрасно ли? Тем более, что выход книги в продажу - 16 июня, в мой день рождения! Из-за него, правда, оперативно прочитать не удалось, так как пришлось неделю праздновать - но за выходные я исправилась и докладываю.

"Спасите котика" написал Блейк Снайдер, независимый сценарист, работавший с кучей важных людей, включая Спилберга. Его книга - не учебник для начинающих: в ней нет подробного описания того, как писать сценарий, каким шрифтом, с какими отступами, как называть сцены и эпизоды и прочее. Если вы только думаете учиться сценарному мастерству - то нужно читать базовые учебники, и Блейк об этом в книге пишет, и называет имена тех, у кого учился он и чьи книги вам надо прочитать. Все это, однако, вовсе не значит, что новичку "Спасите котика" не годится - наоборот, ее можно смело изучить, так как в ней говорится самое важное для любого творческого человека: хочешь добиться успеха, написать убойный сценарий - будь любезен, упорно работай и знай базовые основы.

То же самое и для обученных сценаристов: в книге нет каких-то адских откровений и чего-то такого, что вы уж совсем не знаете. И Блейк, опять же, об этом пишет. Суть его книги в том, что он рассказывает о своем опыте - что всегда ценно - и делает это весело и легко, плюс собирает воедино какие-то разрозненные по разным мастерам моменты. И если вы и так что-то знаете по технике, то "Спасите котика" даст вам главное - вдохновение и волшебный пендель.

Снайдер постоянно повторяет в книге, что его задача - показать создание правильного МАССОВОГО сценария. Такого, который на 100 миллионов долларов. Не артхаус, не авторское кино - массовое и успешное. И чтобы такой сценарий сделать, надо владеть БАЗОЙ. Хоть убейся, а выучи азбуку и освой схемы. Страниц в сценарии должно быть 110. Введение - 5 страниц и хватит. Подними жопу и сделай сториборд - то есть доску, на которой будут карточки со сценами - и их должно быть всего 40 штук. Да, когда ты освоишь схему, то можешь ее нарушать - но для этого сначала набей свою ручонку и не криви губу, что ты и так уже гений.

То есть Блейк Снайдер говорит в своей книге о том, что надо уметь делать обязательно для облегчения своего труда и того, чтобы потом этот труд как-то индивидуализировать. Он постоянно говорит о том, что какой бы сценарий вы ни писали, вы должны опираться на и проработать БАЗОВЫЕ вещи. Обязательно.

Также он дает собственную классификацию типов сценариев и названий структуры сценария. Например, вариант "Монстр в доме" - когда в вашем пространстве появляется чужак, и вы должны выжить. Это может быть комедия "Один дома" или "Чужой" с "Челюстями" - главное тут архетип, понятный даже пещерному человеку. Вполне можно схемой воспользоваться в нагрузку к уже имеющимся знаниям, и при написании сценария проверять его по всем параметрам - от классики до вариантов Снайдера.

Ну, а что про котика-то? Снайдер называет принципом "спасите котика" следующее правило: "При первом появлении главному герою надлежит сделать что-то такое, что завоевало бы симпатии аудитории и привлекло зрителей на его сторону". Разумеется, из этого не следует, что в любом сценарии в первой же сцене герой реально должен спасать котов, переводить бабушек через дорогу и подавать нищим. Но: "Сценарист должен вдумчиво подойти к вопросу знакомства зрителей с главным героем и его жизненными обстоятельствами". Дальше приводится пример "Криминального чтива", когда герои Траволты и Джексона - в общем-то, отморозки и убийцы, но Тарантино вызывает у зрителей положительные эмоции в их сторону двумя моментами: диалогом про "ле биг мак" и рассказом о том, что босс еще хуже - вышвырнул человека из окна за массаж ступни его жене. Или диснеевский Аладдин - вор на базаре, ленивая скотина в сказке, но в мультике он веселый, ворует для выживания и в первой же сцене отдает украденную еду детям-сироткам. Опять же, все это вовсе не означает, что любой наш герой сразу же - благотворитель и спаситель. "Вы должны так подать ситуацию, в которой он оказался, чтобы персонаж понравился нам, независимо от того, кто он и чем занимается", - вот в чем суть. Герой Тома Круза в "Грани будущего" - трусоватый военный пиарщик, который шантажирует генерала, но ситуация, в которую он попал, адски несправедлива в любом случае: его отправляют на верную смерть. И мы сразу же на его стороне, верно?

"Спасите котика", в итоге, предназначена для того, чтобы:
- еще раз подтвердить непреложные правила и основы, без которых НЕЛЬЗЯ работать и которые можно нарушать только зная их досконально
- дать вам новый взгляд на старые и известные вещи
- показать, как это бывает и у матерых профи
- дать заряд вдохновения на будущее

Я бы настоятельно советовала прочитать "Спасите котика" всем нашим сценаристам, и особенно начинающим. Тем, кто думает, что они все уже Тарковские, или что щас они снимут новых "Мстителей". Блейк Снайдер говорит о том, что нужно пошагово сделать для написания "Мстителей", начиная от просмотра минимум 20 фильмов схожего жанра, структуры и направленности, причем не только современных, а с момента зарождения кино. Сценарист должен быть образован и знать мировую индустрию. Сценарист должен понимать, для какой аудитории он пишет сценарий. Должен в любом сценарии оперировать базовыми вещами. Должен сделать свой продукт живым, а не литературным. Должен показывать, а не рассказывать. Все это вроде бы всем известные правила, но отчего-то мы постоянно видим в нашем - и не только - кино одни и те же ошибки. Мертвые диалоги, плоские персонажи, чуждая зрителям история.

"Спасите котика" можно купить как в бумажной, так и в электронной версии. У меня,к ак вы понимаете, бумажная, и она вся такая красивая, с закладочкой, квадратная и с полями для заметок. И в конце еще информация об издательстве, о его политике и всякие контакты - то есть сразу создается некий личностый подход "нам не все равно". Кто купит электронную версию - расскажите, как она оформлена, интересно же.

Comments

( Всего путешественников 13 — Начать путешествие )
way_to_stars
Jun. 24th, 2014 05:39 pm (UTC)
прям заинтриговали) Еще. говорят, оч. неплохая " история на миллион долларов" Роберта Макки

http://flibusta.net/b/161866
belik
Jun. 24th, 2014 08:06 pm (UTC)
Макки - это как раз классик жанра и отец-основатель, один из:) Т.е. его прямо надо обязательно прочитать.
unknown_body
Jun. 24th, 2014 08:20 pm (UTC)
когда Федор Сергеич Б. затеял свою соцсеть Кролик - для творцов и иже с ними - кто-то там публиковал целые куски из этой книжки. я читала с интересом. Кроль, хороший, кстати, был проект, жаль забросили.
belik
Jun. 24th, 2014 08:34 pm (UTC)
Не пошел у нас, жалко:(
kitaika
Jun. 24th, 2014 09:17 pm (UTC)
Берём! :]
belik
Jun. 24th, 2014 09:41 pm (UTC)
Завидую - я-то уже прочла!:)
olkoshoe
Jun. 25th, 2014 02:25 am (UTC)
Спасибки)) сижу и мучаюсь, как писать сценарий, а тут вот - бац!)))) Пошла просить милостыню))
belik
Jun. 25th, 2014 09:12 am (UTC)
На здоровье!:)
Но если вы совсем новичок - надо все-таки почитать базовые вещи типа как оформлять сценарий,трехактная структура и т.п.
olkoshoe
Jun. 25th, 2014 01:54 pm (UTC)
нормальные герои всегда идут в обход))
red_green_lucky
Jun. 25th, 2014 02:55 am (UTC)
Оля, спасибо-спасибо! Я ни разу не сценарист:)), но помимо того, что мне эта сфера в целом интересна, я вообще обожаю рассказы крутых профи из жанра "как что работает":). Если классно написано - то тогда уже вообще не важно, что именно работает:)
belik
Jun. 25th, 2014 09:12 am (UTC)
На здоровье!
Не сценаристам, ихмо, тоже будет интересно почитать с точки зрения - как подать и оформить свою идею.
ernestenikeev
Jun. 27th, 2014 07:45 pm (UTC)
Купил электронную - сканы книжки в pdf. Тоже квадратные страницы. Есть поля для заметок)
belik
Jun. 27th, 2014 07:54 pm (UTC)
Отлично - спасибо!:)
( Всего путешественников 13 — Начать путешествие )